государственное автономное общеобразовательное учреждение чукотского автономного округа

чукотский окружной профильныи лицеи

Методические материалы

Это раздел для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

Здесь  можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством.

Мы надеемся, что материалы нашего раздела помогут вам найти ответы на интересующие вас вопросы о воспитании, развитии и обучении детей.

folder Методическая копилка

 

Минко Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы.

Образование:

Высшее, Калмыцкий государственный университет.
 
Квалификация:
Учитель русского языка и литературы.

Старовойтова Алсу Ильдаровна

Учитель русского языка и литературы.

Образование:

Высшее, Казанский государственный педагогический институт.
 
Квалификация:
Учитель русского языка и литературы.

Маркуева Екатерина Дорджиевна

Преподаватель географии

Образование:
Высшее, Волгоградский государственный педагогический институт имени А.С. Серафимовича.
 
Квалификация:
Учитель географии.

Косов Георгий Александрович

Заместитель директора по ИКТ, учитель информатики

Образование:
Высшее, Омский государственный педагогический университет.
 
Квалификация:
Учитель физики и информатики по специальности "Физика с дополнительной специальностью информатика".

Шишкин Леонид Александрович

Учитель истории

Образование:

Высшее, Таджикский Государственный университет
 
Квалификация:
Учитель истории и обществознания

СТРУКТУРАМЕТОДРАБОТЫ ТЕСТОВЫЙ

НОЛИННОВАТИКА

19 декабря 2019
Опубликовано в НОЛ "Инноватика"

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НОЛ ИННОВТИКА

Реализация ФГОС среднего общего образования в 2019-2020 учебном году

в ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей»

Основные характеристики Стандарта

  • новый формат Стандарта (рамочный документ);
  • новое содержание Стандарта (совокупность требований);
  • расширение функций Стандарта (образующий элемент системы образования)
  • расширение пользователей Стандарта (участники образовательных отношений);
  • новое методологическое основание (системно - деятельностный подход)

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ среднего общего образования;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно -правовых форм и подчиненности;
  • проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • аттестации педагогических работников;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

 

Общественный договор и государственная ответственность

ФГОС - конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования

      Семья

 

  • Личностная успешность
  • Социальная успешность
  • Профессиональная успешность


 

Федеральные нормативные документы

В соответствии с документами:

  • üФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего образования»,
  • «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 с изменениями №3 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г.),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, с изм. 2014г., 2015г., 29 июня 2017г.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования.
(№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
  • единство образовательного пространства Российской Федерации
  • преемственность основных образовательных программ
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

 

 

Стандарт ориентирован на

«ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ»

«Образование – общественно значимое благо, под которым понимается

целенаправленный процесс воспитания и обучения…»

(ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»)

  • любящий свой край и свою Родину;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Человек ХХI века

  • Ориентированность на знание и использование новых технологий
  • Активное стремление расширить жизненный горизонт
  • Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего
  • Активное финансовое поведение
  • Здоровый и безопасный образ жизни
  • Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации

 

 

Новый юридический статус ФГОС

Система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации, механизм реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов образовательной системы за соблюдение этого права.

 

Новые функции стандарта

  • Формирование российской (гражданской) идентичности как фундамента развития гражданского общества
  • Обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и лучших зарубежных систем образования
  • Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев

 

Требования к результатам образования

  • От «догоняющей» модели модернизации образования к «опережающей», основанной на российской ценностной, духовной и культурной базе
  • Переход от копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства

 

 ФГОС – стандарты выбора

 

Чем выше уровень, тем больше возможность выбора:

  • Ученик - выбор индивидуальной траектории развития
  • Учитель – выбор путей, средств, способов достижения результатов
  • Школа – самостоятельна в разработке ООП, учебных планов, в формировании своей структуры, штатного расписания, выборе оборудования

 

ФГОС новые системные задачи

  • разработка и реализация нового содержания образования (профильность, интегрированные предметы, курсы)
  • внедрение в образовательную практику новых видов учебной деятельности (учебное исследование, проект)
  • создание единой информационно -образовательной среды образовательной организации
  • организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей, соответствующих требованиям XXI века
  • построение новых эффективных систем воспитания важнейших качеств личности
  • создание эффективных систем оценки качества образования
  • подготовка учителя, способного овладеть технологиями, обеспечивающими достижение планируемых результатов
  • создание условий для непрерывного профессионального развития учителя.

Переход на компетентностную модель образования

«Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практические навыки».

Системно-деятельностный подход

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

 

Не столько передача ученикам знаний и опыта, сколько организация их самостоятельной учебной деятельности.

Учебный план  определяет:

  • нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования – 2 года;
  • количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Продолжительность учебного года предусматривается в объёме 35 недель.

 

Учебный план профиля составляют:

  • обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей;
  • учебные предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • индивидуальный проект;
  • элективные курсы.

В соответствии с ФГОС СОО учебный план предусматривает изучение учебных предметов (на углубленном или базовом уровне) из обязательных предметных областей.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на уровне среднего общего образования.  Элективные курсы составляют часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Индивидуальный проект – это особая форма организации деятельности обучающихся, выполняется обучающимся 10-11-х классов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

 

Обязательная часть ООП СОО составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений (в том числе предусматривающая внеурочную деятельность п. 18.3.2 ФГОС среднего общего образования), - составляет 40% от общего объема ООП СОО (п. 15 ФГОС среднего общего образования).

 

Учебный план средней школы

на 2019-2020 учебный год

Лицей обеспечивает реализацию учебных планов нескольких профилей обучения:

  • технологического (физико-математическая направленность и информационная направленность);
  • гуманитарного;
  • естественно-научного (химико-биологическая направленность);
  • социально-экономического;
  • универсального.
  • «А» класс – (гуманитарный профиль): ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Русский язык», «Литература», «История», «Право»

10 «Б» класс – (технологический профиль: физико-математическая направленность и информационная направленность): ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Математика», «Информатика», «Физика»

10 «В» класс – (естественно-научный и универсальный профили): ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Математика», «Химия», «Биология»

10 «Г» класс – (социально-экономический профиль): ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др.  В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы «Математика», «География», «Экономика», «Право»

 

 

Основной федеральный документ, регламентирующий организацию и проведение ГИА

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

(Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г. № 31206)

 

Участники ГИА

  • не имеющие академической задолженности (нет «2» за год и по промежуточной аттестации) и выполнившие полностью учебный план (нет н/а)
  • успешно написавшие итоговое сочинение (декабрь)
  • подавшие заявление в места регистрации до 1 марта

 

ФГОС СОО п.12   Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников

 

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся

проводится по всем изучавшимся учебным предметам

 

 

ГИА проводится в форме ЕГЭ по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам:

Ø «Русский язык и литература»;

Ø «Математика: алгебра и начала анализа,геометрия»;

 

Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться ГИА в форме  ЕГЭ

Допускается прохождение обучающимися ГИА по завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса

 

 

 

 

Что такое предпрофильное обучение?

Предпрофильное обучение даёт возможность, обучающимся формировать индивидуальную траекторию выбора, согласно своим предпочтениям и способностям, для изучения определённого ряда предметов на углублённом уровне.

Ключевые приоритеты предпрофильного обучения

  • Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы основного общего образования.
  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения обучающихся с широкими и гибкими возможностями построения лицеистами индивидуальных образовательных программ.
  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

 

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Статья 2. ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации»

Этап предпрофильного обучения чрезвычайно важен, так как дает возможность обучающимся убедиться в правильности или ошибочности выбранного направления и при необходимости сменить его.

 

Расширение возможности для учащихся, по созданию ситуации предпрофессиональных проб и выбора будущего профессионального пути в условиях современного города и как результат успешный образовательный и профессиональный выбор.

Гаджеты и дети

11 сентября 2019

Почему успешные IT-гении запрещают гаджеты своим детям?

Это будет большим удивлением, но дети самых богатых и успешных специалистов, достигших успеха в IT отрасли (например, технический директор eBay или сотрудники Google, Apple, Yahoo) отправили своих наследников учиться в школы, где абсолютно запрещены айфоны (др. виды смартфонов) и даже компьютеры!

По наблюдениям Клемента и Майлза, соавторов недавно вышедшей книги «Школьники у экрана: два педагога со стажем объясняют, как технологии проникают в жизнь наших детей», две ключевые фигуры технологической индустрии в новейшей истории — Билл Гейтс и Стив Джобс — редко разрешали своим детям играть с продуктами, разработанными в их компаниях.

«Что такого знают эти технологические гиганты о своих разработках, что не известно простым потребителям?», — писали преподаватели в своей книге. Ответ напрашивается сам собой — это гипнотическая сила цифровых технологий.

Билл Гейтс — один из основателей компании Microsoft.
У Билла трое детей. И всем им было запрещено пользоваться смартфонами и планшетами до достижения 14-летнего возраста. По словам Гейтса, дети жаловались на то, что не могут обзавестись желанной электроникой раньше, наравне со сверстниками. Но родители были непреклонны.  После того, как дети Гейтсов все-таки обзавелись гаджетами, в семье появились правила, касающиеся использования такой техники:

  • Ею можно пользоваться только для уроков и общения с друзьями;
  • Ею запрещено пользоваться во время трапезы и вместо отбоя;
  • Родители вправе ограничить время использования гаджета.
    Кстати, в семье Гейтсов дети не просят о покупке модной «яблочной» техники и с радостью используют телефоны и планшеты на Windows.

                                     Крис Андерсон — создатель дрона, учредитель компании 3D Robotics.
Дети Криса подчиняются жестким правилам, позволяющим минимизировать использование ими смартфонов и планшетов. По словам разработчика, дети жалуются, что никто из их сверстников не вынужден терпеть такие жесткие ограничения.
Но сам Андерсон говорит, что просто старается не допустить зависимости детей от подобной электроники и тех изменений, которые она может принести в их жизнь. К тому же, по мнению заботливого отца, в сети отпрысков поджидает неограниченное количество непрошенной эротики и издевательства со стороны анонимов.

Дик Костоло — бывший гендиректор Twitter
Дик решил не ограничивать время использования гаджетов детьми. Зато наложил на это географические рамки.
Детям в семье Костоло можно пользоваться такой электроникой только в гостиной. Это значит, что они не могут взять с собой планшет в постель или «зависнуть» в сети во время обеда.

 

 

Алекс Константинополь — директор OutCast Agency, одного из крупнейших IT-партнеров для бизнеса
Алекс тоже довольно строгий родитель во всем, что касается обращения с гаджетами. Ее младшему сыну запрещено пользоваться такой техникой в будние дни. Старшие дети могут использовать модную электронику не более 30 минут в день.

 

Эван Уильямс — основатель Twitter и компании Pyra Labs, занимавшейся созданием веб-сервиса Blogger
У Эвана и его супруги Сары двое сыновей. Но ни у одного из мальчиков до сих пор нет iPad.
Вместо этого в доме Уильямсов находятся сотни книг. По словам разработчика, этой литературы достаточно и для того, чтобы найти нужную информацию, и для того, чтобы развлечься в свободное время.

 

Стив Джобс — предприниматель, сооснователь компаний Apple, NeXT и Pixar
Кажется, что все члены семьи Стива Джобса должны быть «упакованы» самыми высокотехнологичными и модными гаджетами и ни на миг не выпускать ультратонкую и суперумную технику из рук. Но это не так.
При жизни Джобс сам признался, что не дает своим детям пользоваться iPad. Он старался приучить их к живому общению, поэтому вечера семья старалась проводить за совместными трапезами и долгими разговорами.

Какие выводы можно сделать?
Следовать или не следовать примеру этих людей, каждый решает для себя.

Правильность их выбора можно будет оценить только тогда, когда их дети вырастут и начнут по-своему проявлять себя в этом мире.
Однако никто не поспорит с тем, что перечисленные предприниматели и разработчики знают о цифровом мире куда больше нашего.

Поэтому, возможно, просчитывают ходы наперед.

Есть замечательная пословица:"Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть".

Сейчас все чаще мы хотим "иметь". "Хочу ребенка" - вместо "хочу быть матерью", "хочу замуж" - вместо "хочу быть женой"....

За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или я для кого-то, или- кто-то для меня...

 В своем желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца - и страдаем от одиночества...

"Человеку обладающему" всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало веселья, мало друзей, мало самого себя.

Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает.

Обществознание – «что это за зверь»?


         Обществознание – это междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие).

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»


         Обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демоверсии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

 

Миф 2 «Необязательно готовиться долго»


          Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»


          Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит впадать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую следующее:

  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.


Очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания.  Поэтому упрощайте длинные и непонятные определения из учебника, «переводи их с русского языка на понятный русский». Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена тебе не составит труда.

Миф 4 «Обществознание – это скучно»


          «Обществознание – это сама наша жизнь, мы не можем не знать общества, потому что мы его часть». Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Обществознание помогает ориентироваться в реальной жизни,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания экзамена, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи.  Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»


          К сожалению, многие учащиеся и их родители считают именно так. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.