Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Упражнение "СКРЕПКА"
(можно использовать на родительских собраниях)
Уважаемые родители! Вы получили скрепку, возьмите ее, пожалуйста, попробуйте ее выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась ли она такая ровная и правильная, как и первоначальная?
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребенка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребенка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы. Шрамы в душах наших детей.
Хочется, чтобы эти скрепки навели вас на размышление, что отношение к своему ребенку можно изменить, а поступки исправить очень тяжело. Если эту скрепку гнуть по несколько раз, то она – ломается.
Мы, педагоги, не хотим, чтобы наши дети стали сломанными скрепками, поэтому, сегодня мы собрались здесь, чтобы решить проблемы, которые могут возникнуть с нашими детьми.
Так и в нашей жизни в общении с близкими, со своей семьей. Очень часто в наших семьях возникают проблемные ситуации, в которых мы не можем быстро найти правильное решение.
Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего именно от людей, которые считаются самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и не способным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир.
Анализ
анкетирования обучающихся, проживающих в интернате в Чукотском окружном профильном лицее, процесса адаптации, качества проживания в интернате от 14. 02. 2022года
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12. 2012 года за №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2020 года № 900 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», планом работы интерната, утвержденным директором лицея и приказом директора лицея от 18. 10. 2021года №01-06/78 «О проведении анкетирования воспитанников интерната по вопросам адаптации в 2021-2022 учебном году» проведено анкетирование воспитанников интерната 8-11 классов.
Главная цель анкетирования заключается в определении воспитанников, которые испытывают трудности в адаптации, нуждаются в профессиональной помощи.
Ежегодно в начале и в середине учебного года по вопросу адаптации воспитанников в интернате лицея проводятся анкетирования.
Количество анкетируемых: 65 человек.
Дата проведения анкетирования: с 14.02.2022 г. по 22.02.2022г.
Вопросы анкеты, ориентированные на получение информации о возможных проблемах, возникающих у воспитанников, которым больше других нужна поддержка, определение психологического климата в интернате лицея,
По результатам анкетирования, на вопрос «Какой год подряд Вы проживаете в интернате лицея?» воспитанников, проживающих первый год, было больше, чем проживающих два и три года.
На основании анкетирования делаются разработки рекомендаций для воспитателей, педагогов по оказанию поддержки воспитанников.
Анкетирование направлено на изучение всех ключевых параметров адаптации и проводятся ежегодно.
№ п/п |
Вопрос и варианты ответа |
Ответ в процентах октябрь 2021г |
Ответ в процентах февраль 2022г |
1 |
1. Какой год подряд Вы проживаете в интернате лицея? |
|
|
а) первый год |
51,0% |
55,0% |
|
б) второй год |
38,0% |
40,0% |
|
в) третий год |
11,0% |
5,0% |
|
г) четвертый год |
0,0% |
0,0% |
|
2 |
2. Помещения интерната создают ощущение заботы, теплоты и приветливости? |
|
|
3. а) да |
35,0% |
8,0% |
|
4. б) не совсем |
53,0% |
63,0% |
|
5. в) нет |
12,0% |
29,0% |
|
3 |
6. Заметили ли Вы изменения, какие произошли в интернате за последние 3года? |
|
|
7. а) да |
37,0% |
40,0% |
|
8. б) нет |
12,0% |
12,0% |
|
9. в) не знаю |
51,0% |
48,0% |
|
4 |
10. Устраивают ли Вас условия проживания в интернате лицея? (на (наличие мебели, занавесок, постельное белье и его чистота, освещенность) |
|
|
а) да |
74,0% |
66,0% |
|
11. б) не совсем |
21,0% |
28,0% |
|
12. в) нет |
5,0% |
6,0% |
|
5 |
13. Если не устраивают, то в чем? – (мало места, недостаток мебели, не получили место на 3 этаже) |
|
|
6 |
С каким чувством Вы возвращаетесь в интернат после уроков, прогулок? |
|
|
а) радостью |
28,0% |
37,0% |
|
б) с равнодушием |
15,0% |
59,0% |
|
в) с чувством нежелания |
57,0% |
4,0% |
|
7 |
Какие у Вас сложились отношения с вашими соседями в комнате? |
|
|
а) доброжелательные |
84,0% |
78,0% |
|
б) нейтральные |
16,0% |
19,0% |
|
в) конфликтные |
0,0% |
3,0% |
|
8 |
Если отношения конфликтные, то в чем заключается конфликт? |
нет ответа |
|
9 |
Кто Вам может помочь в разрешении конфликтных ситуациях? |
|
|
а) заведующая интернатом |
41,0% |
41,0% |
|
б) воспитатели |
25,0% |
51,0% |
|
в) классный руководитель |
19,0% |
26,0% |
|
г) педагог-психолог или социальный педагог |
8,0% |
9,0% |
|
д) администрация лицея (директор, завучи) |
7,0% |
10,0% |
|
10 |
Считаете Вы ваши отношения с воспитателями: |
|
|
а) доброжелательными |
44,0% |
38,0% |
|
б) нейтральными |
48,0% |
51,0% |
|
в) конфликтными |
8,0% |
11,0% |
|
11 |
Возникают(ли) ли у Вас конфликтные ситуации с воспитателями интерната? |
|
|
а) да |
8,0% |
25,0% |
|
б) нет |
92,0% |
75,0% |
|
12 |
Если возникали, то в чем заключается(лся) конфликт? (неуважительное отношение воспитателей, их грубость, придирки, унижение, не выслушивают ответы- прерывают) |
нет |
нет |
13 |
Ограничиваются (нарушаются) на ваш взгляд ваши права в интернате? |
|
|
а) да (укажите в чем конкретно – (грубость, придирки воспитателей, не выслушивается мнение воспитанников) |
7,0% |
14,0% |
|
б) отчасти (укажите в чем конкретно) |
0,0% |
20,0% |
|
в) нет |
92,0% |
66,0% |
|
14 |
В достаточной ли степени Вы знакомы с нормативно-правовой документацией? а) Законом об образовании б) Положением о школьной форме и внешнем виде в) Положением о пропускном режиме г) Правилами внутреннего распорядка интерната |
|
|
1) Да |
80,0% |
63,0% |
|
2) Нет |
8,0% |
3,0% |
|
3) Отчасти |
12,0% |
34,0% |
|
15 |
Как Вы считаете, в достаточной ли степени в интернате созданы и соблюдаются правила безопасности? |
|
|
1) Да |
84,0% |
79,0% |
|
2) Нет |
5,0% |
0,0% |
|
3) Отчасти |
11,0% |
21,0% |
|
16 |
Если нет, то в чем конкретно? И как на Ваш взгляд можно повысить безопасность проживания в интернате?
|
нет ответа |
продумать вопрос эвакуации: ученики находились в учебном корпусе, а одежда в интернате, было потеряно время. |
17 |
Делитесь ли Вы своими впечатлениями, событиями, происходящими в интернате со своими друзьями, родителями? |
|
|
а) да делюсь |
68,0% |
73,0% |
|
б) нет не делюсь |
24,0% |
0,0% |
|
в) иногда делюсь |
7,0% |
24,0% |
|
г) им это не интересно |
1,0% |
3,0% |
|
18 |
Как часто Вам звонят ваши родители и интересуются вашими успехами?
|
|
|
а) каждый день |
66,0% |
55,0% |
|
б) через день |
25,0% |
28,0% |
|
в) раз в неделю |
6,0% |
12,0% |
|
г) раз в месяц |
2,0% |
2,0% |
|
д) вообще не звонят |
1,0% |
3,0% |
|
19 |
Достаточно ли Вам свободного времени для решения личных дел? |
|
|
1) Да |
20,0% |
15,0% |
|
2) Нет |
43,0% |
46,0% |
|
3) Отчасти |
37,0% |
39,0% |
|
20 |
Ваши предложения по улучшению качества проживания в интернате лицея- - поменять режим выходного дня: подъём в 09.00 часов (воскресенье); - отбой в субботу в 23.00 часа.; - вход в субботу в общежитии до 21.00 часа; - вай-фай – до 21.00 часов; - подключить стиральные машинки; - больше личного пространства; - нарушают права ребенка воспитатели Ранаврольтына О.Г., Салбадаева Э.Б. – грубость, придирки, не выслушивается мнение воспитанников, по утрам будят по нескольку раз, не разрешают полежать в постели; - убрать дежурства на кухне по вечерам, для этого есть техперсонал; - разрешить пользоваться нижними фрамугами окна: |
|
|
Вывод: по итогам анкетирования выявлено, что процесс адаптации воспитанников к февралю месяцу 2022 года завершён.
Если в начале учебного года путем анкетирования был выявлен 1%, то к февралю месяцу 2022 года число воспитанников такого рода увеличилось до 3% воспитанников, где отсутствует контакт с родителями, которые не интересуются успехами и не звонят с момента поступления в лицей. У такой категории воспитанников недовольство может вызвать любая сфера деятельности. Это происходит по ряду причин: несоответствия функциональных возможностей ребенка требованиям, прописанными в Правилах внутреннего распорядка в интернате, недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, социальная незрелость, неумение общаться с окружающими. Такая категория воспитанников в интернате имеется, как и в любом другом образовательном учреждении.
Во всех случаях семьи, где родители не интересовались успехами своих детей, были выявлены и установлены причины. В одном случае - неблагополучная семья, в других - низкий социальный статус родителей, нехватка денежных средств.
Проведена индивидуальная работа с воспитанниками и их родителями. Установлен контакт с родственниками и заинтересованными лицами. С данными семьями работает педагог-психолог.
Так же выявлено, что не все вновь прибывшие воспитанники, проживающие в условиях интерна, имеют навыки самостоятельной организации времени, выделенного на подготовку домашнего задания. Число воспитанников, которым недостаточно свободного времени для решения личных дел выросло на 2 %. Это объясняется тем, что в начале учебного года программа настроена на повторении пройденного материала, далее идет новый материал, который требует тщательной подготовки. И все же хороший уровень готовности к самостоятельной жизни наблюдается у основной массы воспитанников.
В интернате лицея проводятся беседы о рациональном использовании воспитанниками свободного времени, на практике воспитанникам предлагается учиться выстраивать приоритеты и строить план на день. Воспитателями ведется контроль над выполнением домашнего задания.
Результаты анкетирования воспитанников позволяют говорить о возможном неуважительном отношении воспитателей к детям (выявило 11% случаев, что на 3 % больше предыдущих результатов. Отмечаются грубости, придирки, унижения, не выслушивания ответов воспитателей как Ранаврольтына О.Г. и Салбадаева Э.Б.
При более тщательном рассмотрении данного вопросы было выявлено, что с начала учебного года конфликтных ситуаций между воспитателями и воспитанниками не зафиксировано. Воспитатели действуют в рамках должностных инструкций. Голос повышается в воспитательных целях в том случае, когда после двух-трех кратном обращении к воспитанникам с просьбой убрать за собой, привести в порядок комнату, показать выполненные домашние задания и т.д. не видят результативности.
3% (было 8%) воспитанников не знакомы или знакомы частично с нормативно-правовой документацией: Законом об образовании, Положением о школьной форме и внешнем виде, Положением о пропускном режиме, Правилами внутреннего распорядка интерната. 5% воспитанников, благодаря разъяснительным работам воспитателей, к февралю месяцу освоили Правила внутреннего распорядка.
Для ознакомления воспитанников с нормативно-правовой документацией в интернат лицея систематически приглашается Рылова Н.Н., ответственная за питание в лицее, которая отвечает на все вопросы с точки зрения законов, правил, положений.
63% оппонентов считают, что помещения интерната не создают ощущение заботы, теплоты и приветливости. По сравнению с предыдущим опросом, желающих сделать свои комнаты по-домашнему теплыми и уютными возросло на 10 %.
В данном направлении среди воспитанников ведется разъяснительная работа. Хочется отметить, что с начала учебного года в интернате лицея для уюта и комфортного проживания спальные комнаты оборудованы новой мебелью: кроватями, столами, стульями, прикроватными тумбочками, стеллажами, шкафами для хранения одежды, книжными полками, в каждой комнате заменены тюль и теневые шторы, на кроватях новые подушки и одеяла, покрывала. На каждом этаже подсоединены стиральные машинки, произведена замена холодильников на новые, на этажах делается поэтапный ремонт кухонь-столовых, вешаются новые шкафчики для хранения продуктов и посуды.
У каждого воспитанника свое представление о чистоте, красоте и уюте. Не рекомендуется использовать мебель в качестве стенда для размещения плакатов, фотографий, рисунков, вырезок из журналов.
По итогам анкетирования выявлено, что процесс адаптации воспитанников к февралю месяцу 2022 года завершён. Результаты анкетирования показали, что психологический климат в интернате лицея можно считать выше среднего. Доказательством служит то, что большинство воспитанников осознанно принимают и выполняют нормы коллективной жизни, адекватно относятся к педагогическим воздействиям воспитателей, гармонично выстраивают взаимоотношения «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок», выказывают удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
Межличностные отношения между воспитанниками интерната в основном складываются на позитивной основе, положительное отношение с заведующей интерната отмечают 41% воспитанников, воспитателями 51%, классными руководителями 26%, педагогом-психологом 9%, администрацией лицея 10%. Доверие к воспитателям и администрации лицея выросло в разы.
Исходя из вышесказанного, воспитателям необходимо придерживаться следующих правил:
- правильно и своевременно реагировать на изменения в самооценке воспитанников, выявлять их причины;
- стараться видеть в воспитаннике соратника, консультировать, направлять,
поддерживать, корректировать;
- обращаться к подростку, используя вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций;
- относиться к подростку как ко взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению;
- работать по согласованным требованиям и должностным инструкциям воспитателей.
Провела и обработала
анкетирование
зав. интернатом Казик Н.Н.
Анализ
мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством оказываемых услуг ГАОУ ЧАО «Чукотский окружной профильный лицей»
В декабре 2021 года для определения степени удовлетворенности образовательными услугами потребителями образовательного процесса был проведено анонимное анкетирование учащихся.
Цель: определение уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг обучающимися.
Качество образования представляет собой широкий комплекс условий обучения. Для измерения качества образования недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество образования – это объективно-субъективная характеристика условий обучения человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своего обучения. Некоторые объективные составляющие качества образования могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений. Субъективные оценки важны уже в силу того, что они могут быть дифференцированы и позволяют составить объёмную картину образовательных потребностей общества. Поэтому качество образования – это комплексная характеристика условий образования населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения образовательных потребностей, и связана с восприятием людьми образовательного процесса в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
Анкетирование позволяет изучить мнение участников образовательного процесса о его организации, содержании, условиях протекания. Оно является важным, так как позволяет выявлять качество образования и регулировать характеристики образовательного процесса, негативно влияющие на его результативность.
Результаты анонимного анкетирования учащихся
№ п/п |
Вопрос и варианты ответа |
Количество ответивших |
Ответ в процентах |
1 |
Почему Вы выбрали обучение в лицее? |
||
1.По совету родителей |
20 |
19,2% |
|
2. По совету друзей |
7 |
6,7% |
|
3. Выбрал самостоятельно |
31 |
29,8% |
|
4. Родители заставили |
5 |
4,8% |
|
5. Другое (указать) |
2 |
1,9% |
|
2 |
Удовлетворены ли Вы организацией лицейского быта (места отдыха, гардероб, питьевой режим, места общего пользования, эстетичность оформления)? |
||
1. 1. Да |
45 |
43,3% |
|
2. 2. Отчасти |
12 |
11,5% |
|
3. 3. Нет |
1 |
1,0% |
|
4. Другое (указать) |
2 |
1,9% |
|
3 |
Удовлетворены ли Вы балансом учебных нагрузок: перегружены учебными занятиями и домашними заданиями? |
||
1. Да |
12 |
11,5% |
|
2. Отчасти |
38 |
36,5% |
|
4. 3. Нет |
7 |
6,7% |
|
4. Другое (указать) |
4 |
3,8% |
|
4 |
Знакомы ли Вы с системой отработок пропущенных уроков? |
||
1. Да знаком |
57 |
54,8% |
|
5. 2. Нет не знаком |
3 |
2,9% |
|
6. 3. Первый раз о таком слышу |
0 |
0% |
|
5 |
Ограничиваются (нарушаются) на Ваш взгляд ваши права в лицее? |
||
1. Да (укажите в чем конкретно) |
44 |
42,3% |
|
2. Отчасти (укажите в чем конкретно) |
27 |
26,0% |
|
3. Нет |
17 |
16,3% |
|
4. Другое (указать) |
5 |
4,8% |
|
6 |
Позволяют ли себе педагоги оскорбления в адрес учеников? |
||
1.Да |
0 |
0% |
|
2. Нет |
50 |
48,1% |
|
3. если ДА (какие конкретно) |
7 |
6,7% |
|
7 |
Какой предмет у Вас самый любимый? |
||
3 |
2,9% |
||
5 |
4,8% |
||
50 |
48,1% |
||
8 |
Какой предмет у Вас самый нелюбимый? |
||
|
|
12 |
11,5% |
|
40 |
38,5% |
|
|
7 |
6,7% |
|
9 |
Делитесь ли с Вы своими лицейскими впечатлениями с родителями? |
||
1.Да |
42 |
40,4% |
|
2.Отчасти |
13 |
12,5% |
|
3.Нет |
4 |
3,8% |
|
4.Другое |
0 |
0% |
|
10 |
Рекомендуете ли Вы своим знакомым, друзьям, родственникам обучение в лицее? (обоснуйте ответ) |
||
1.Да |
36 |
34,6% |
|
2.Отчасти |
16 |
15,4% |
|
3.Нет |
8 |
7,7% |
|
4.Другое |
0 |
0% |
Ответы на вопросы 6 и 7 (Какой предмет у Вас самый нелюбимый?, Какой предмет у Вас самый любимый?) были проанализированы и проработаны в индивидуальном порядке, и доведены до сведения педагогов. Администрацией лицея было предложено популяризировать свои предметы, которые по мнению учеников были не любимыми и применять новые методики и техники ведения урока.
Вывод: По результатам проведенного анкетирования можно сделать следующий вывод, что уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг обучающимися говорит о достаточно высокой степени удовлетворенности образовательными услугами, но образовательный процесс не стоит на месте, он требует постоянного движения, развития, анализа, контроля, самоконтроля, в котором положительную роль играет регулярное анкетирование всех участников образовательного процесса. Таким образом, учащиеся вполне удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса, можно предположить, что каждому учащемуся предоставлено право удовлетворять и реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность в жизни лицея.
Я считаю, что в лицее благоприятный психологический климат, т. е. наблюдается благоприятная атмосфера, способствующая продуктивности совместной деятельности.
В качестве общих улучшений по повышению удовлетворённости качеством образования приведу изменения, необходимость которых была проведена администрацией лицея:
Анкетирование провел и обработал. Педагог-психолог Вегелин Леонид Эдвартович
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу.
1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути. Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу :. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
Уроки доброты посвящены проблеме понимания инвалидности и развитию уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Урок 1. «Жизнь в движении»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и этикете в общении с ними.
Задачи урока:
- способствовать формированию адекватного представления о возможностях людей с инвалидностью;
- формировать представления о языке и этикете в общении с людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Стивена Хокинга, видеозапись репортажа о передвижениях по городу человека на коляске (https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/dostupna-li-dostupnaya-sreda-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-13042016 ), листы бумаги, ручки.
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях с ограниченный мобильностью. По-другому из называют люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
Постарайтесь припомнить, кто из известных людей имеет врожденные нарушения опорно-двигательного аппарат, а кто приобрел ее в результате травмы, болезни и т.д.
Нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются у 5-7% детей. Основную массу среди них (89%) составляют дети с детским церебральным параличом. При данном заболевании нарушается тонус мышц: он высокий (тогда мышцы спазмированы), либо расслабленный (гипотонус). Часто при ДЦП наблюдается дрожание конечностей, трудность удержания позы. Это приводит к трудностям в осуществлении бытовой деятельности.
Степень двигательных ограничений бывает различной: некоторые могут передвигаться без использования вспомогательных устройств или с ортопедическими средствами (палочками, тростями), другие могут передвигаться только с помощью специальных устройств (на инвалидной коляске).
Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарат чаще других сталкиваются с физическим барьерами (отсутствие или недоступность пандуса, отсутствие подъемника, доступного туалета и т.д.) В то же время при организации доступной среды многие из них легко передвигаются по городу, летают ездят на поездах и т.д.
Далее педагог предлагает обучающимся просмотреть ролик о передвижениях человека на коляске.
Основной этап – 30 минут.
Дети делятся на команды по 5-7 человек и каждая команда должна составить памятку.
Затем проводится презентация составленных памяток и их обсуждение.
«Стивен Уильям Хокинг появился на свет 8 января 1942 в Оксфорде, Великобритания. Отец будущего ученого, Фрэнк, занимался исследовательской деятельностью в центре медицины в Хампстеде, а мать, Изабель, работала в том же центре на должности секретаря. Кроме того, у четы Хокингов были также две дочери – Филипа и Мэри. Хокинги усыновили еще одного ребенка – Эдварда.
Хокинг окончил университет в родном Оксфорде, со степенью бакалавра в 1962 году. В 1966 стяжал ученую степень Доктора философии, окончив при университете г. Кембриджа колледж Тринити-холл.
В начале 60-х годов у Хокина была выявлена болезнь – боковой амиотрофический склероз, - которая стала быстро прогрессировать, и привела вскоре к полному параличу.
В 1965 году Стивен Хокинг женился на Джейн Уайлд. В этом браке появилось двое сыновей и дочь.
В 1985 году Хокингу провели операцию на горле, после которой ученый практически полностью утратил способность говорить, с тех пор ученый общается с помощь синтезатора речи, который разработали для него и подарили друзья. Также небольшая подвижность некоторое время оставалась в указательном пальце на правой руке ученого. Но вскоре подвижной в теле Хокинга осталась только одна из мимических мышц щеки; через установленный напротив этой мышцы датчик Стивен Хокинг совершает управление специальным компьютером, дающим возможность ученому общаться с теми, кто его окружает.
В 1991 году Хокинг развелся со своей первой супругой, а в 1995 женился на женщине, бывшей до этого его сиделкой, Элайн Мэнсон и был женат на ней 11 лет.
Практически полный паралич тела Хокинга не является преградой для ученого, предпочитающего вести насыщенную жизнь. Так, в апреле 2007-го, Стивен Хокинг испытал на себе условия полета в невесомости, совершив путешествие на специальном летательном средстве, а 2009-м даже собирался слетать в космос».
После прослушивания рассказа педагог предлагает обучающимся ответить на вопросы: Как вы думаете, можно ли Стивена Хокинга назвать человеком, занимающим активную жизненную позицию?
Заключительный этап - 5 минут
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что нарушения опорно-двигательного аппарата создает ограничения в передвижении, но организация доступной среды, применение технических средств реабилитации позволяет людям вести полную жизнь.
Урок 2. «В темноте и тишине»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях слепоглухих людей и способах общения с ними.
Задачи урока:
- формировать представление о взаимодействии и сопровождения человека с нарушением слуха и зрения;
- обучать языку и этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху и зрению;
- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись урока дактилологии, таблицы дактилологические, документальный фильм к Уроку Доброты «Слово на ладони», видеоролик о приветствии и начале общения со слепоглухим человеком (http://www.so-edinenie.org/volonteram/privetstvie-i-nachalo-obscheniya/ ), о дактильной азбуке (http://www.so-edinenie.org/volonteram/daktilnaya-azbuka/ ).
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
Основной этап – 30 минут.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях с одновременным нарушением слуха и зрения. Людей, имеющих одновременное нарушение слуха и зрения, называют слепоглухие. Если человек потерял зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи, то его называют слепоглухонемой.
Если потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь, то такого человека называют слепоглухой.
Таким ребятам приходится прибегать к помощи других людей для овладения какими-либо навыками. Так, например, обычно о многих вещах и способах действия с ними ребенок узнает просто, наблюдая за взрослым человеком. То здесь это невозможно. Для обучения и взаимодействия с этими людьми очень важен тактильный контакт.
С другими людьми они общаются с помощью дактильной азбуки «в руку» или пальцевая азбука.
Основной этап – 30 минут.
Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с одновременным нарушением слуха и зрения. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Внутри группы каждый из детей должен побыть с завязанными глазами и в берушах. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища, потрогать его за руку.
По окончании практикума проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с одновременным нарушением зрения и слуха тактильный контакт, использование предметов для осязания.
Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза и надевают беруши. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами и в берушах должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.
В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения в быту, при выполнении простейших действий.
Педагог предлагает детям с завязанными глазами: сделать несколько шагов вперед, определить где находится один из его товарищей и т.д.
Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с одновременным нарушением слуха и зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту.
Педагог предлагает обучающимся произнести свое имя на дактиле.
Дети делятся на команды по 5-7 человек и каждая команда должна составить памятку.
Заключительный этап - 5 минут
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что одновременные нарушения зрения и слуха создают значительные ограничения в познании окружающего мира, но организация применение вспомогательных устройств, помощь других людей позволяет людям вести интересную жизнь.
Урок 3. «Волонтер, социальный куратор – это …?»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: способствовать развитию добровольческой деятельности среди молодежи.
Задачи урока:
- формировать представление о значимости добровольческой деятельности;
- формирование представлений о волонтерской деятельности и социальном кураторстве.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, дискуссия, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, документальный фильм к Уроку Доброты «Мир слепоглухих».
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы:
Просмотр документального фильма «Мир слепоглухих».
Основной этап – 30 минут.
Педагог предлагает обучающимся рассмотреть и проанализировать основные характеристики, присущие добровольческой деятельности:
Вознаграждение. Любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Группа людей, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Организационная структура. Волонтерство/социальное кураторство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство/социальное кураторство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма добровольческой деятельности во многих культурах.
Организованное волонтерство/социальное кураторство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. От полного вовлечения до эпизодического участия в добровольческой деятельности.
Педагог предлагает обучающимся обсудить принципы добровольческой деятельности, ответив на вопросы:
Когда следует помогать?
Варианты:
- когда попросили – охотно
- когда попросили – неохотно
- когда не просили, сам заметил
- когда не просят, навязчиво
- когда помог и ждешь благодарности
- когда помог от души
Заключительный этап - 5 минут
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что осуществление добровольческой деятельности позволяет человеку ощущать себя значимым и нужным, поскольку именно это помогает изменить к лучшему чью-то жизнь, овладеть навыками общения и взаимопомощи. познакомиться с новыми людьми.
Известная психологическая игра «Дискуссия» (Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения, 1999) требует разбиения участников на тройки. Первый участник («глухой и немой») ничего не слышит, не говорит, но в его распоряжении зрение, жест и пантомима. Второй может говорить и видеть, но не слышит и недвижим. Третий («слепой и немой») может только слышать и показывать.
Задание:
1. Сыграйте в «Дискуссию» достаточное количество раз в разных по составу тройках. Задание для тройки – о чем-нибудь договориться (о подарке имениннику, песне, которую следует включить, о цвете обоев в комнате и т.п.). Приготовьте задания различной сложности. Игроки получают эти задания по жребию. Чтобы облегчить вхождение в игру, можно снабдить каждого из участников соответствующими значками (реквизитом). В то время, когда тройка играет, остальные члены группы работают в роли наблюдателей.
2. Какие приемы позволяют тройкам игроков добиться взаимопонимания? Приведите и кратко охарактеризуйте 5-7 таких приемов.
3. Изобразите модель (схему) эффективного приема взаимопонимания, который позволяет преодолеть дефициты и использовать ресурсы коммуникации
Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».
Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.
Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.
Мотивация может быть:
Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы.
Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.
Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.
Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.
Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию. Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:
Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации:
Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.
Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания. В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.
Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.
Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.
Самые распространенные причины, почему ребенок не хочет учиться:
Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов. Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:
Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:
Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически. Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.
Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?
Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.
Детям нравится те предметы, которые им интересны, которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать, а время, как назло, тянется медленно.
Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни, даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.
Вторая рекомендация: снизить значимость оценок. Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.
Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения. Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.
Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.
Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье. Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.
Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.
Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника, нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным.
Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика изучения уровня "Школьной тревожности" Филлипса.
Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Примеры приведены на рис. 1, 2, 3, 4, 5 .
Рис. 1. Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?
Рис. 2. Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или пожилую женщину?
Рис. 3. Клинтон и Моника. Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?
Рис. 4. Что за символ в центре?
«В» или «13»?
Рис. 5. В зависимости от контекста один и тот же символ воспринимается как «Н» или «А».
Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией.
Рассмотри несколько примеров иллюзий.
Иллюзия Аристотеля. Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.
Иллюзия Вебера. Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.
Иллюзия звукового контраста. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.
Иллюзия Луны. Видимый (кажущийся) размер небесного тела — Луны или Солнца — примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.
Иллюзия Мюллера-Шумана. После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.
На рис. 6—16 показаны некоторые зрительные иллюзии.
Рис. 6. Параллельные прямые кажутся изогнутыми
Рис. 7. Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии?
рис. 8. Иллюзия Эббингауза.
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?
Рис. 9. Иллюзия перспективы. Какой из параллелепипедов больше?
Рис. 10. Иллюзия перспективы. Какой человек выше?
Рис. 11. Иллюзия Перельмана. Буквы параллельны друг другу.
Рис. 12. Иллюзия мерцающей решетки.
Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?
Рис. 13. Иллюзия Германна-Геринга. Эффект физиологического нистагма.
Если пристально смотреть черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.
Если пристально смотреть на черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.
Рис. 14. В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.
Рис. 15. Иллюзия Поггендорфа. На одной прямой лежат линии ВС, а не АС, как кажется.
Рис. 16. Невозможный куб Эшера.
Введите свой запрос