государственное автономное общеобразовательное учреждение чукотского автономного округа

чукотский окружной профильныи лицеи

Питание

Организация питания

17 октября 2017
Опубликовано в Питание

folder Документы

 

Организация питания в лицее

Организация питания обучающихся является отдельным обязательным направлением деятельности Государственного автономного общеобразовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей».

В лицее, в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

  • предусмотрены производственные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, оснащенные необходимым оборудованием (торгово-технологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарем;
  • предусмотрены помещения для приема пищи, снабженные соответствующей мебелью;
  • разработан и утвержден порядок питания обучающихся.;
  • подобран квалифицированный штатный персонал, владеющий технологией приготовления питания;
  • разработан и утвержден порядок организации питания воспитанников (режим работы пищеблока (столовой), график отпуска готовых блюд, режим приема пищи, режим мытья посуды и кухонного инвентаря и т.д.);
  • назначены ответственные, осуществляющие контроль за:
  • своевременным составлением предварительных заявок на поставку продуктов питания, соответствующих меню, нормам и законтрактованным объемам;
  • качеством поступающих продуктов, наличием сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  • соблюдением всех санитарных требований к транспортировке и хранению продуктов питания, приготовлению и раздаче блюд;
  • соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
  • санитарным состоянием пищеблока и помещений (мест) приема пищи;
  • правильностью отбора и хранения суточных проб;
  • порядком организации питания воспитанников;
  • ведением документации по организации питания в соответствии с требованиями разделов СанПиН (составлением ежедневного меню-требования установленного образца, расчетом и оценкой использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов (1 раз в десять дней), подсчетом энергетической ценности полученного рациона питания и со-держания в нем основных пищевых веществ (ежемесячно), ведением журнала бракеража поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов, журнала бракеража готовой кулинарной продукции, журнала здоровья).

Горячее питание организуется на базе столовой лицея. Горячее питание является обязательным для всех обучающихся лицея.

Бесплатное питание получают следующие категории обучающихся:

  • иногородние обучающиеся, проживающие в интернате (пятиразовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин);
  • обучающиеся лицея, проживающие по месту регистрации в г. Анадырь, не проживающие в общежитии лицея (обед).

Питание иногородним обучающимся, проживающим в интернате предоставляется на весь период обучения в лицее.

 

Питание организуется на основе 14-дневного меню для организации питания детей 14-18 лет.  14-ти дневное меню составляется заведующей столовой лицея, согласовывается медработником и утверждается приказом директора лицея. Столовая осуществляет производственную деятельность в полном объеме 7 дней - с понедельника по воскресенье включительно в режиме работы интерната лицея. Часы приема пищи устанавливаются в соответствии с графиком приема пищи, утвержденным директором лицея. В режиме учебного дня для приёма пищи и отдыха предусматривается перемена 20 минут – для организации платного завтрака для обучающихся, проживающих в городе, обеденное время -  45 минут.

 

Санитарно-техническое обеспечение столовой лицея

В столовой лицея функционируют необходимые системы хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализации, вентиляции и отопления.
Холодная и горячая вода, используемые в технологических процессах обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
Во всех производственных цехах установлены раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители, локтевые дозаторы дезинфицирующих  средств.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук установлены умывальники, рядом с ними – дозатор для мыла, электрополотенце. Для искусственного освещения применяются светильники во влагопылезащитном исполнении.

 

Оборудование, инвентарь, посуда и тара

Производственные, складские и административно-бытовые помещения столовой полностью оснащены необходимым оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи и мытья посуды, посудой и столовыми приборами. Для оснащения производственных помещений лицеем закуплено современное холодильное и технологическое оборудование. Перед началом нового учебного года специально созданной комиссией провела технический контроль соответствия оборудования паспортным характеристикам. Для хранения пищевых продуктов, посуды и инвентаря имеются стеллажи и подтоварники. В столовый лицей имеется достаточное количеством столовой посуды и приборов, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место.

При организации питания используется фарфоровая, фаянсовая и стеклянная посуда (тарелки, чашки, бокалы), которая отвечает требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали или аналогичным по гигиеническим свойствам материалам. Для раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи используются раздельные и специально промаркированное оборудование, разделочный инвентарь, кухонная посуда. 

Обеденный зал оборудован столовой мебелью (столы и стулья) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого приема пищи столы протираются влажной салфеткой, а в конце рабочего дня моются горячей водой с моющими средствами. На столах всегда имеются салфетки.

 

Контроль организации питания и качества приготовления пищи

Контроль организации питания и качества приготовления пищи осуществляют специалисты управления образованием, медицинская сестра, органы санитарно-эпидемиологического надзора, представители родительского комитета и комиссии, создаваемые приказом директора лицея.

Внутрилицейский контроль осуществляется с периодичностью, определяемой с планом-графиком контроля, не реже двух раз в год.

Объектом контроля являются:

  • обеспечение порядка при приеме пищи;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • охрана труда и техники безопасности;
  • соответствие требованиям по набору и качеству продуктов;
  • выполнение требований     по     калорийности, разнообразию     меню     и витаминизации;
  • качество приготовления пищи;
  • соблюдение порционного нормирования.

 

Контроль за качеством, сбалансированностью и организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенических правил осуществляет бракеражная комиссия, которая утверждается приказом директора лицея на текущий учебный год. Ежедневно проводится снятие проб готовой продукции дежурным администратором, медицинским работником, и членами бракеражной комиссии.

Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков, оформляются актами и рассматриваются на заседаниях бракеражной комиссии с приглашением заинтересованных лиц.

Заведующая интернатом, воспитатели, классные руководители организуют разъяснительную и просветительскую работу с обучающими и родителями (законными представителями) о правильном питании, несут ответственность за организацию питания воспитанников, ежедневно своевременно предоставляют в письменном виде в столовую информацию о количестве питающихся воспитанников.

Воспитатели контролируют процесс принятия пищи в соответствии с графиком питания, утверждённым директором лицея, контролируют мытьё рук воспитанниками перед приёмом пищи и их поведение.

Ответственный за организацию питания в лицее, назначенный приказом директора:

  • разрабатывает пакет документов по лицею для организации питания обучающихся;
  • посещает все совещания по вопросам организации питания, проводимые в лицее;
  • контролирует количество фактически присутствующих в лицее обучающихся;
  • проверяет ассортимент поступающих продуктов питания, меню, стоимость питания, не допускает перерасхода стоимости питания обучающихся;
  • принимает участие в контроле качества приготовления пищи, осуществляет контроль за соблюдением графика питания обучающихся, соблюдением личной гигиены сотрудников пищеблока, достаточное количество столовых приборов;
  • имеет право проводить рабочие совещания с педагогическими работниками по вопросам организации питания, запрашивать у воспитателей необходимую информацию в пределах своей компетенции по вопросам организации питания.

 

По итогам контроля составляются справка и приказ, содержание которых доводится до администрации, работников лицея, персонала столовой в зависимости от целей и уровня инспектирования. По выявленным в результате проверки недостаткам проводится повторная проверка на предмет устранения замечаний

Отзывы о работе столовой записываются в книгу отзывов и предложений, хранящуюся у заведующей столовой. Право на запись имеют участники образовательного процесса, инспектирующие лица и гости лицея.

Вопросы организации питании обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре, родительских собраниях и комитетах.

 

Профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности

Для улучшения качества питания обучающихся приняты дополнительные меры по профилактике заболеваний: в предложенный перечень продовольственных товаров первой необходимости внесены ржаной хлеб и йодированная соль. С-витаминизация третьих блюд проводится с использованием лимона. Дата, время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата из расчета суточной дозы и числа детей, получающих питание, а также сведения о количестве витаминов, поступающих с искусственно витаминизированными блюдами, регистрируются в «Журнале витаминизации третьих и сладких блюд» в соответствии с рекомендуемой формой.

Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника.
Подогрев витаминизированной пищи не допускается.

 

Организация питьевого режима

В лицее предусмотрено обеспечение обучающихся питьевой водой согласно гигиеническим требованиям. Питьевой режим организован через пользование кулером (диспенсером) с водой, расфасованной в емкости (бутилированной). Для обучающихся обеспечен свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в лицее. При организации питьевого режима используются одноразовые стаканчики, контейнеры для сбора использованной посуды.

Бутилированная вода, используемая для употребления, имеет документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность. Замена емкостей с водой производится систематически, обеспечивая бесперебойное снабжение обучающихся питьевой водой.