государственное автономное общеобразовательное учреждение чукотского автономного округа

чукотский окружной профильныи лицеи

Минко Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы.

Образование:

Высшее, Калмыцкий государственный университет.
 
Квалификация:
Учитель русского языка и литературы.

Цель: выявление причин снижения успеваемости обучающихся, принятие комплексных мер, направленных на повышение качества образования; организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

 

  К  «группе риска» стоит отнести категории тех обучающихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности,  отклонения от норм поведения,  социально  опасную ситуацию дома.

Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на обучающихся из внешней среды.

Цели, которые должен реализовать лицей в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;  сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

                                                                                                 

Задачи:

  • Выявить группу обучающихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
  • Создать банк данных обучающихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
  • Создать комфортные условия для работы обучающихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
  • Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
  • Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».

 

Ожидаемые результаты:

  • Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
  • Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
  • Получение каждым ребенком базового уровня образования.

 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  2. Формирование познавательного интереса  учению и положительных мотивов.
  3. Индивидуальный подход к учащемуся.
  4. Специальная система домашних заданий.
  5. Усиление работы с родителями.
  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащемуся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

 

 

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке  к уроку.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе  самостоятельной работы на уроке 

 

 

 

 

 

 

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или  правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы  упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

 

 

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование  консультаций, матриц с направляющим планом действий, образовательных сайтов.

  

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося

 

 

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала ученика ми, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков обучающихся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

 

 

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающихся основных элементов излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающихся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

 

 

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

 

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса

 

 

 

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими обучающихся.

Согласовывать объем дом. заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

                                                                                                                                   План работы


со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

 

 

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Конечный продукт

 

 

 

1. Диагностика

Сентябрь

 

 

 

 

·

обучающихся:

 

 

 

 

 

Проведение

 

Учителя-

Входные контрольные

 

 

 

контрольного среза с

 

предметники

работы и срезы

 

 

 

целью определения

 

 

Отчёт по классам

 

 

 

фактического уровня

 

 

(ФИО установленные

 

 

 

знаний обучающихся,

 

 

пробелы в знаниях)

 

 

 

выявление пробелов в

 

 

 

 

 

 

их системе знаний,

 

 

 

 

 

 

которые требуют

 

 

 

 

 

 

быстрой ликвидации.

 

 

 

 

 

·

Диагностика

 

Педагог - психолог

Данные диагностик

 

 

 

мотивации

 

 

 

 

обучающихся

 

 

психолога

 

 

2. Учёт и составление

Первая неделя

Учителя

Список

 

 

списка слабоуспевающих

октября

предметники,

слабоуспевающих

 

 

и неуспевающих

 

классные

обучающихся

 

 

обучающихся по итогам

 

руководители,

 

 

 

прошедшего года и

 

педагог-психолог

 

 

 

соотнесение его с

 

 

 

 

 

результатами входных

 

 

 

 

 

контрольных работ

 

 

 

 

 

3. Обсуждение и

Октябрь

Классные

Скорректированный

 

 

уточнение списка

 

руководители

список

 

 

слабоуспевающих

 

 

слабоуспевающих

 

 

обучающихся на МО

 

 

обучающихся

 

 

классных руководителей

 

 

 

 

 

4.

Оформление

Сентябрь -

Классные

База данных

 

 

индивидуальных карточек

октябрь

руководители,

слабоуспевающих

 

 

слабоуспевающих

 

учителя-

учеников

 

 

обучающихся по форме

 

предметники,

 

 

 

 

 

педагог-психолог

 

 

 

5. Отслеживание

В течение года

Учителя-

Рабочие записи

 

 

выполнения домашних

 

предметники

(тетради)

 

 

заданий

 

 

 

 

 

6. Установление причин

Конец сентября

Учителя-

Беседы с

 

отставания обучающихся

 

предметники,

обучающимися,

 

 

 

классные

встречи с родителями, результаты

диагностики психолога

 

 

 

руководители,

 

 

 

 

педагог- психолог

 

 

7. Ведение «Портфолио»

В течение года

Классный

«Портфолио»

 

обучающихся

 

руководитель,

 

 

 

 

учащиеся,

 

 

 

 

родители

 

 

8. Составление

Октябрь

Зам. директора по

Примерное расписание

 

расписания

 

УВР

индивидуальных

 

индивидуальных

 

 

консультаций

 

консультацию для

 

 

 

 

слабоуспевающих

 

 

 

 

обучающихся

 

 

 

 

9. Разработка и внедрение

Октябрь

Классные

Система поощрений

 

системы поощрений для

 

руководители,

 

 

слабоуспевающих

 

учителя-

 

 

обучающихся

 

предметники,

 

 

 

 

администрация

 

 

10. Создание в учебных

В течение года

Учителя –

 

 

кабинетах банка

 

предметники

 

 

дидактических

 

 

 

 

материалов базового

 

 

 

 

уровня сложности

 

 

 

 

11. Работа со

В течение года

Учителя –

Взаимопосещение

 

слабоуспевающими

 

предметники

уроков

 

обучающимися на уроках

 

 

 

 

(создание ситуации

 

 

 

 

успеха, применение

 

 

 

 

дифференцированных

 

 

 

 

заданий, индивидуальная

 

 

 

 

работа)

 

 

 

 

12. Отслеживание

В течение года

Классные

Рабочие записи

 

успеваемости

 

руководители

 

 

слабоуспевающих по всем

 

 

 

 

предметам, совместная

 

 

 

 

работа с учителями

 

 

 

 

предметниками

 

 

 

 

13. Работа учителя по

В течение года

Учителя –

Рабочие записи

 

привлечению

 

предметники,

 

 

слобоуспевающих детей к

 

классные

 

 

участию во внеурочной деятельности

 

руководители

 

 

14. Собеседования с

Октябрь, декабрь,

Зам. директора по

Аналитическая справка

 

учителями

март, май

УВР

административного

 

предметниками по итогам

 

 

контроля

 

триместра с результатами

 

 

 

 

индивидуальной работы

 

 

 

 

15. Представление

Октябрь, декабрь,

Зам. директора по

Протокол

 

результатов работы со

март, май

УВР

методического совета

 

слабоуспевающими

 

 

 

 

обучающимися на

 

 

 

 

методическом совете

 

 

 

 

  лицея

 

 

 

 

Работа с родителями слабоуспевающих обучающихся

Организация

В течение года

Учителя

 

 

необходимой психолого -

 

предметники,

 

 

педагогической работ

 

классные

 

 

среди родителей

 

руководители,

 

 

слабоуспевающих

 

педагог-психолог,

 

 

учащихся:

 

администрация

 

 

• собеседования

 

 

 

 

педагога-психолога с

 

 

 

 

родителями;

 

 

 

 

• определение

 

 

 

 

рекомендаций по

 

 

 

 

оказанию помощи со

 

 

 

 

стороны родителей

 

 

 

 

слабоуспевающим детям,

 

 

 

 

памятки родителям.

 

 

 

 

Информирование

В течение года

Классные

Рабочие записи

 

родителей об

 

руководители

 

 

успеваемости

 

 

 

 

обучающихся

 

 

 

 

 

 

  Открытые тематические направления итоговых сочинений 2017-2018 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).

В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими полярными понятиями:

«Верность и измена»,

«Равнодушие и отзывчивость»,

«Цели и средства»,

«Смелость и трусость»,

«Человек и общество»

В том же источнике приведены комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно, выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе.

«Верность и измена»

Официальный комментарий ФИПИ:

Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Иными словами, верность – это линия поведения человека в соответствии с его выбором, это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни.

 

Словарная работа:

Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. 

Измена –  предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Нарушение верности кому –  или чему – нибудь.

 

Синонимы:

Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность

Предательство, вероломство, неверность, непостоянство, неустойчивость, переменчивость, обман

Афоризмы и высказывания известных людей:

 «Постоянство — основа добродетели»  О.Бальзак

«Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» Э. Тельма

«Предатели предают прежде всего себя самих» Плутарх

«Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир

«Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф.Шиллер

«Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы» Мария Эбнер Эшенбах

«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» Дж.Свифт 

«В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится» В.Высоцкий

 

Верность – это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить. Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе верности людей всегда доверие друг другу.

Верность – это постоянство. Верный человек всегда точно знает, чего он хочет, к чему стремится, поэтому достигает высоких результатов, осуществляет задуманное. Человек может быть верен в дружбе, любви. Верность – основа патриотизма. Человек, верный своему народу, Родине, никогда не станет предателем. Это тот стержень, на котором держатся стойкость, смелость, мужество, непреклонность, патриотизм.

Измена – нарушение верности кому- или чему-либо.

Измена – это поступок, результат выбора личности, способной нарушить взятые на себя обязательства, предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность человека быть верным своему выбору, выбору профессионального пути, целей, идеалов или нравственных ориентиров.

Измена в любви – это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство. 

Измена идеалам – это отход человека от тех принципов, ориентиров, которые он выбрал когда-то для себя. Это может лишить его жизненной опоры, сделать несчастным.

Измена Родине, народу – это стремление выбрать для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в трудный для страны период, предать всё, что составляет основу жизни человека, это одно из отрицательных нравственных качеств человека, которое всегда было презираемо в обществе.

Основные аспекты раскрытия темы

Верность и измена - противоположные проявления человеческой личности. Два решения, два возможных пути для героя:  остаться верным или предать, изменить.

Несмотря на кажущуюся простоту в плане раскрытия темы, перед автором будущей работы встает ряд вопросов. КОМУ или ЧЕМУ быть верным? КОМУ или ЧЕМУ изменить? В связи с этим проявляются несколько аспектов:

Верность нравственным заповедям.

Верность-измена Отечеству, большой и малой родине.

Верность-измена в дружбе, любви.

Верность-измена идеалу, целям, принципам, ценностным установкам.

Верность долгу, профессии.

Верность-измена своему внутреннему «Я».

Верность-измена как категории, определяющие систему ценностей героя

Верность заповедям Христовым, Закону Божию становится нерушимой категорией нравственной оценки человека еще в древнерусской литературе. Немыслима победа героя, предавшего свою веру. Таков нравственный канон.  В «Житии Александра Невского» создан образ князя, чьи прославленные победы являются плодом убежденной веры. «Не в силе Бог, но в правде», – говорит он дружине перед началом битвы с иноземными захватчиками. И помощь в борьбе за правое дело оказывают ему и «сродники» – великомученики Борис и Глеб, и небесное воинство. 

Для русской литературы измена, предательство христианской веры есть прямой путь к гибели – нравственной и физической. Отступничество и ересь приводят к возмездию и Божьему суду. В стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям» читаем:

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Обличение несправедливого судейства, отступничество от Божьих заповедей, по мнению лирического героя, грозит возмездием:

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Тема измены Божьим законам звучит и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскол в душе главного героя, еретическая теория, созданная им, ведут на край гибели. Любовь как основу мира Раскольников пытается изменить, заменить на силу: "Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же..." Однако путь в никуда еще не пройден, покуда есть та, кто снова дарит веру: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».

Верность Богу немыслима без любви к человеку. Убить человека – значит совершить великую измену, подобно Каину. ВЕРНуться (стать верным вновь) можно через покаяние.

Верность – измена  Отчизне, родному краю

Проблема верности Родине в трудные годы испытаний или в мирное время не остается без внимания русской классики.

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Клятва в верности братьям по оружию для героев «Бородино»  М.Ю. Лермонтова – это и клятва своей Отчизне. Быть верным родной земле – значит, по мысли ветерана той битвы, быть готовым сложить за нее голову. Поэтому поколение новобранцев, живущих «под бременем познанья и сомненья», вызывает горькую усмешку. Способны ли они на тот же подвиг или изменят в трудную минуту, ибо вовсе не богатыри?.. Лермонтов оставляет читателя наедине с этой мыслью, дает возможность рефлексирующим современникам определиться с отношением к России – родине и государству…

Верность своей стране, готовность служить ей до последнего вздоха является главной мыслью и в поэме «Василий Теркин»                                    А.Т. Твардовского. Словно подхватывая и развивая мысль поэта-предшественника, он создает новую формулу верности:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Знаменитый рефрен не оставляет сомнений: ведь земля – она та самая, родная! Измена ей – это измена семье, детям, любимым, всему, что дорого и свято. Эта мысль становится лейтмотивом всей литературы периода Великой Отечественной войны. Свидетели событий: поэты, писатели, военные корреспонденты – донесли до потомков идею верности и готовности к самопожертвованию как залога грядущей победы.

Причины отступничества, измены интересовали классиков литературы не меньше героических этапов истории страны. На страницах книг мы знакомимся не только с образами патриотов. Персонажи изменников, созданные в литературе, помогают нам определиться с собственной нравственной позицией.

А.С. Пушкин «Полтава»: в 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне – шведского короля Карла XII.  За измену и предательство его наградили орденом Иуды. В поэме Александр Сергеевич показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого ("не ведает святыни", "не помнит благостыни").

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: младший сын Тараса Бульбы – «мазунчик» Андрий – жил не по законам Запорожской Сечи, а по зову сердца. Из-за любви казак предает свою Отчизну. "А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя – ты!" – говорит он возлюбленной. Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», – Андрий не кто иной, как предатель.  Казалось бы, неразрешимую дилемму – простить сына-изменника или покарать неверного – Тарас Бульба разрубает как гордиев узел. Ведь атаман не мыслит себя вне Сечи и предательство Андрия он простить не может.

Но не только на войне чтят верность. Не только на войне возможна измена. Иногда тихий подвиг Левши (Н.С. Лесков «Левша») звучнее и действенней батального грома. «Мы к своей родине привержены», – говорит Левша, отказываясь остаться в Лондоне. Его образ, как и образ генерала Платова, по-казачьи прямодушного и грубого, противопоставлен образу императора Александра Павловича. Восхищение царя всем иностранным сказитель воспринимает с обидой. А вслед за ним и читатель задумывается о том, что чувствует Александр по отношению к стране, в которой поставлен быть царем...

По-своему тема верности родной земле, своим корням развивается в «Прощании с Матерой» В.Г. Распутина. Пронзительной болью в душе читателя отдаются слезы старухи Дарьи: «Могилки, значитца, так и оставим? Могилки наши, и родные. Под воду?» Разоренные могилы, сожженные дома, затопленная деревня, погибший «царственный листвень» – трагедия разыгрывается на фоне равнодушия и молчаливой измены. Андрей, Соня, Павел пока не осознают, как страшно может откликнуться предательство. Изменения необратимы: «Если мы с тобой кинули, нас с тобой не задумаются кинуть. О-ох, нелюди мы, боле никто...».

С чего же начинается путь к измене? Как и любое зло, измена начинается с маленькой лжи, с минутного сомнения в том, в чем сомневаться нельзя. А.И. Солженицын свою Нобелевскую речь закончил русской пословицей: «Одно слово правды весь мир перетянет». А самым простым, доступным ключом праведной жизни писатель считал личное неучастие во лжи: «…пусть ложь всем владеет, но в малом упрёмся: пусть владеет не через меня!».

Верность – измена в отношениях между людьми

Рассмотреть антитезу «любовь-измена» можно и под другим углом. Верность и измена в отношениях между людьми. Здесь уместно привести аргументы не только из отечественной литературы.

Обратимся к трагедии В. Шекспира «Гамлет». Имена друзей-предателей Гильденстерна и Розенкранца уже давно стали символом вероломства.  Решиться на обман принца Гамлета было не так уж трудно, когда измена оплачена. Размышления главного героя о собственной судьбе также связаны с рассматриваемой проблемой, ведь перед принцем неразрешимая дилемма: остаться верным памяти отца, выполнить его просьбу и отомстить, либо уподобиться изменщице-матери и жить, закрыв глаза на правду.  Сомнения и метания Гамлета находят свое воплощение в известном монологе:

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Свой выбор принц все же делает. Окруженный изменниками Гамлет идет до конца, чтоб вывести вероломных на чистую воду.

Не менее яркий пример измены в дружбе рисует А. Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Эдмон Дантес, преданный друзьями, через всю жизнь пронес мысль о мести, о возмездии. Но герою не чужда справедливость. Верный другу капитан Моррель получает неожиданную помощь в самую трудную минуту. Его семья, оказавшаяся на грани разорения, снова получает возможность жить безбедно, спокойно, не уронив ни чести, ни достоинства.

Примеры верной дружбы в зарубежной литературе должны быть знакомы школьникам. Здесь и герои романа А. Дюма «Три мушкетера», и команда «Дункана», посвятившая себя поискам капитана Гранта             (роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта»), и многие другие произведения. 

Верность и измена в любви

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы»).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не   традициям, а общечеловеческим ценностям.

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

(Татьяна. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда-то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным.

Татьяна Ларина не выбрала путь измены.  Она честна: «Я вас люблю (к чему лукавить?). / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Кто не помнит этих строк?  Можно долго спорить: права ли героиня?  Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

 «Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь?

Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».  

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы.  Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви.  О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом.  Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи тем не менее постоянно неверным в отношениях с женщинами.

 «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза»)

Верность и измена — это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба — Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу.  Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека.  Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого.  Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли.  И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все-таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла.  Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Темные аллеи»).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления.  Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту».

 А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»                     (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу.  А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях.  Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу.  А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность.  Вот она, измена самому себе!  Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия»).

Данте и Беатриче.  Недосягаемой она была для Данте при жизни.  Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине».  Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?  

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись Обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из таких произведений, как «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии» М. Горького; «Анна Каренина» Л. Толстого; «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» А. Куприна; «Сотников» В. Быкова; «Тихий Дон» М. Шолохова и др.

Верность – измена присяге, долгу

При таком подходе к раскрытию темы мы явно увидим переклички с темой чести и бесчестия. Ведь измена присяге бесчестит человека. Вероломство делает героя клятвопреступником.

 Возможные литературные аргументы см. в пособии «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» (глава «Честь и бесчестие») https://sochinenie11.ru/podgotovka/502-metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchiteley.html  

"Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака" (Гринев. А.С. Пушкин "Капитанская дочка").

Предатель Алексей Швабрин не берег честь смолоду. Автор характеризует его как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности, как низкого человека, изменника, труса, предателя. Когда во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева. Позже, для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым.

Алексей Швабрин навсегда останется чужим среди своих, своим среди чужих. Он предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. И отношение "своих" к нему всегда будет презрительным.  

В. Шекспир "Король Лир"

В "Короле Лир" представлена целая галерея предателей. Вот любящие дочери клянутся в верности и любви своему отцу, соревнуясь в пышности сравнений и изысканности гипербол. "Как не любили дети / Доныне никогда своих отцов", – начинает Гонерилья. Ей вторит Регана: "Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!". И лишь одна младшая и любимая Корделия говорит просто, искренне: "Я вас люблю, как долг велит, / Не больше и не меньше". Но Лира такие слова не устраивают, подобное поведение дочери видится ему не просто непочтительным – предательским. Поэтому он отдает все королевство ее сестрам. Среди этих разборок появляется и Эдмунд, незаконнорожденный сын графа Глостера, служившего Лиру много лет. Эдмунд задумал очернить своего брата Эдгара в глазах отца, чтобы завладеть его частью наследства.

Корделия становится королевой Франции и выигрывает. Лир первый месяц живет у Гонерильи, которая его ни во что не ставит, давая понять, кто здесь главный. Дочерний долг забыт. От прежней любви и верности отцу не осталось и следа. Гонерилья предает родного человека, отказывает ему в заботе и внимании.  Прилюдное унижение суждено испытать Лиру и от Реганы. И только тогда он осознает, как был несправедлив к Корделии. Эдмунд предает Глостера, который в итоге лишается глаз.

Кажется, сама земля не может выдержать этот неиссякаемый поток измен, предательств. Все умерли. Говоря словами Эдмунда, "колесо судьбы свершило свой оборот". Лир сходит с ума. Верная дочь, Корделия, узнав о несчастьях отца, жестокосердии сестер, спешит к нему на помощь. Эдмунд приказывает убить их обоих. Корделию убивают по приказу Эдмунда. Лир не может этого пережить и умирает. Гонерилья закалывается, перед этим отравив сестру.

О, эти лживые льстецы! Как крысы,

Они перегрызают пополам

Святые узы крови, угождают

Страстям господ, льют масло в их огонь.

И леденят их каменные души.

Главная задача, стоящая перед автором сочинения, заключается в том, чтобы определить, какой из предложенных аспектов требует раскрыть заданная тема. Не стоит делать попытки «объять необъятное». Следует сориентировать учащихся на четкое определение заявленной в теме проблемы и подбор материала для рассуждения и аргументации таким образом, чтобы антитеза «верность-измена» не затерялась в рассуждениях о том, «как надо» и «как нельзя».

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1.   «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов, тогда выставляется «незачет» за невыполнение требования №1 за работу в целом, такое сочинение не проверяется по критериям оценивания.

Требование № 2.   «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения, фрагментов сочинения из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном или электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник, ссылка дается в свободной форме. Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, тогда выставляется «незачет» за невыполнение требования №2, и «незачет» за работу в целом, такое сочинение не проверяется по критериям оценивания.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь раскрытия ее и отвечая на вопрос поставленный в теме, участник размышляет над предложенной проблемой.

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал: художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»[1]

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

 

 

[1] Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Такое итоговое сочинение по критерию № 5 не проверяется.

Выберите только одну из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение  выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом, такое сочинение не проверяется по критериям оценивания.

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору, количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы, разрешается пользоваться орфографическим словарём. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.