ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЧУКОТСКИЙ ОКРУЖНОЙ ПРОФИЛЬНЫИ ЛИЦЕИ

Методические материалы

Методические материалы (24)

Это раздел для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

Здесь  можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством.

Мы надеемся, что материалы нашего раздела помогут вам найти ответы на интересующие вас вопросы о воспитании, развитии и обучении детей.

 

Children categories

Минко Татьяна Викторовна

Минко Татьяна Викторовна (4)

Учитель русского языка и литературы.

Образование:

Высшее, Калмыцкий государственный университет.
 
Квалификация:
Учитель русского языка и литературы.
View items...

Что такое предпрофильное обучение?

Предпрофильное обучение даёт возможность, обучающимся формировать индивидуальную траекторию выбора, согласно своим предпочтениям и способностям, для изучения определённого ряда предметов на углублённом уровне.

Ключевые приоритеты предпрофильного обучения

  • Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы основного общего образования.
  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения обучающихся с широкими и гибкими возможностями построения лицеистами индивидуальных образовательных программ.
  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

 

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно- тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Статья 2. ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации»

Этап предпрофильного обучения чрезвычайно важен, так как дает возможность обучающимся убедиться в правильности или ошибочности выбранного направления и при необходимости сменить его.

 

Расширение возможности для учащихся, по созданию ситуации предпрофессиональных проб и выбора будущего профессионального пути в условиях современного города и как результат успешный образовательный и профессиональный выбор.

Среда, 11 сентября 2019 14:42

Гаджеты и дети

Автор

Почему успешные IT-гении запрещают гаджеты своим детям?

Это будет большим удивлением, но дети самых богатых и успешных специалистов, достигших успеха в IT отрасли (например, технический директор eBay или сотрудники Google, Apple, Yahoo) отправили своих наследников учиться в школы, где абсолютно запрещены айфоны (др. виды смартфонов) и даже компьютеры!

По наблюдениям Клемента и Майлза, соавторов недавно вышедшей книги «Школьники у экрана: два педагога со стажем объясняют, как технологии проникают в жизнь наших детей», две ключевые фигуры технологической индустрии в новейшей истории — Билл Гейтс и Стив Джобс — редко разрешали своим детям играть с продуктами, разработанными в их компаниях.

«Что такого знают эти технологические гиганты о своих разработках, что не известно простым потребителям?», — писали преподаватели в своей книге. Ответ напрашивается сам собой — это гипнотическая сила цифровых технологий.

Билл Гейтс — один из основателей компании Microsoft.
У Билла трое детей. И всем им было запрещено пользоваться смартфонами и планшетами до достижения 14-летнего возраста. По словам Гейтса, дети жаловались на то, что не могут обзавестись желанной электроникой раньше, наравне со сверстниками. Но родители были непреклонны.  После того, как дети Гейтсов все-таки обзавелись гаджетами, в семье появились правила, касающиеся использования такой техники:

  • Ею можно пользоваться только для уроков и общения с друзьями;
  • Ею запрещено пользоваться во время трапезы и вместо отбоя;
  • Родители вправе ограничить время использования гаджета.
    Кстати, в семье Гейтсов дети не просят о покупке модной «яблочной» техники и с радостью используют телефоны и планшеты на Windows.

                                     Крис Андерсон — создатель дрона, учредитель компании 3D Robotics.
Дети Криса подчиняются жестким правилам, позволяющим минимизировать использование ими смартфонов и планшетов. По словам разработчика, дети жалуются, что никто из их сверстников не вынужден терпеть такие жесткие ограничения.
Но сам Андерсон говорит, что просто старается не допустить зависимости детей от подобной электроники и тех изменений, которые она может принести в их жизнь. К тому же, по мнению заботливого отца, в сети отпрысков поджидает неограниченное количество непрошенной эротики и издевательства со стороны анонимов.

Дик Костоло — бывший гендиректор Twitter
Дик решил не ограничивать время использования гаджетов детьми. Зато наложил на это географические рамки.
Детям в семье Костоло можно пользоваться такой электроникой только в гостиной. Это значит, что они не могут взять с собой планшет в постель или «зависнуть» в сети во время обеда.

 

 

Алекс Константинополь — директор OutCast Agency, одного из крупнейших IT-партнеров для бизнеса
Алекс тоже довольно строгий родитель во всем, что касается обращения с гаджетами. Ее младшему сыну запрещено пользоваться такой техникой в будние дни. Старшие дети могут использовать модную электронику не более 30 минут в день.

 

Эван Уильямс — основатель Twitter и компании Pyra Labs, занимавшейся созданием веб-сервиса Blogger
У Эвана и его супруги Сары двое сыновей. Но ни у одного из мальчиков до сих пор нет iPad.
Вместо этого в доме Уильямсов находятся сотни книг. По словам разработчика, этой литературы достаточно и для того, чтобы найти нужную информацию, и для того, чтобы развлечься в свободное время.

 

Стив Джобс — предприниматель, сооснователь компаний Apple, NeXT и Pixar
Кажется, что все члены семьи Стива Джобса должны быть «упакованы» самыми высокотехнологичными и модными гаджетами и ни на миг не выпускать ультратонкую и суперумную технику из рук. Но это не так.
При жизни Джобс сам признался, что не дает своим детям пользоваться iPad. Он старался приучить их к живому общению, поэтому вечера семья старалась проводить за совместными трапезами и долгими разговорами.

Какие выводы можно сделать?
Следовать или не следовать примеру этих людей, каждый решает для себя.

Правильность их выбора можно будет оценить только тогда, когда их дети вырастут и начнут по-своему проявлять себя в этом мире.
Однако никто не поспорит с тем, что перечисленные предприниматели и разработчики знают о цифровом мире куда больше нашего.

Поэтому, возможно, просчитывают ходы наперед.

Есть замечательная пословица:"Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть".

Сейчас все чаще мы хотим "иметь". "Хочу ребенка" - вместо "хочу быть матерью", "хочу замуж" - вместо "хочу быть женой"....

За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или я для кого-то, или- кто-то для меня...

 В своем желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца - и страдаем от одиночества...

"Человеку обладающему" всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало веселья, мало друзей, мало самого себя.

Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает.

Воскресенье, 11 ноября 2018 18:09

"5 мифов об обществознании"

Автор

Обществознание – «что это за зверь»?


         Обществознание – это междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие).

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»


         Обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демоверсии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

 

Миф 2 «Необязательно готовиться долго»


          Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»


          Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит впадать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую следующее:

  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.


Очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания.  Поэтому упрощайте длинные и непонятные определения из учебника, «переводи их с русского языка на понятный русский». Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена тебе не составит труда.

Миф 4 «Обществознание – это скучно»


          «Обществознание – это сама наша жизнь, мы не можем не знать общества, потому что мы его часть». Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Обществознание помогает ориентироваться в реальной жизни,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания экзамена, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи.  Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»


          К сожалению, многие учащиеся и их родители считают именно так. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.

  1. Учебная литература
  1. Анишина В.И., Засорин С.А. Обществознание без шпаргалки. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М.: Материк-Альфа, 2008.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  5. Брандт М. Ю. Обществознание: понятия и термины: толковый словарь. – М.: Экзамен, 2014. – 125 с.
  6. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013.
  7. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).
  8. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
  9. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
  10. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  11. Сычев, А.А. Обществознание: Учебное пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  12. Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.: Астрель, 2013.
  1. Сборники заданий
  1. ГИА-2016. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Национальное образование, 2015.
  2. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2015.
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2016/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2015.

III. Интернет-ресурсы

  1.  
    1. Все термины по обществознанию - http://ucheba.pro/viewtopic.php?f=49&t=12279
    2. ГИА-2016. Обществознание. Задачи. Ответы. Решения. - http://soc.sdamgia.ru/
    3. Гражданское общество – детям России - http://www.detirossii.ru
    4. Давыдова Ю. А. Обществознание ГИА: учебный курс - http://free.megacampus.ru/xbook M0025/index.html?go=part-059*page.htm
    5. Законодательство России - http://www.labex.ru.
    6. Законы и кодексы РФ. Полные тексты документов в последней редакции - garant.ru 
    7. Консультант Плюс, законодательные акты - my.consultant.ru
    8. Мир и Россия http://wnr.economicus.ru
    9. Мир психологии http://psychology.net.ru
    10. Молодежные движения и субкультуры - http://subculture.narod.ru
    11. Научно-аналитический журнал «Информационное общество» - http://www.infosoc.iis.ru
    12. Научно-образовательная социальная сеть -http://socionet.ru
    13. Научно-образовательный портал «Наука и образование» - http://originweb.info
    14. ОГЭ (ГИА) по обществознанию: основная информация - http://www.examen.ru/add/gia/ gia-po-obshhestvoznanij#podgotovka
    15. Открытый банк заданий ОГЭ - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
    16. Права и дети в Интернете - http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
    17. Рекомендации по написанию эссе - http://www.11klassniki.ru/view_post_ege.php?id=172
    18. Социология -http://socio.rin.ru
    19. Стратегия подготовки к ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru/ru/main/consult/
    20. Тесты ГИА по обществознанию онлайн - http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/SocialStudies-GIA-55/Default.aspx
    21. Толерантность: декларация принципов - http://www.tolerance.ru/
    22. Федеральный институт педагогических измерений. Все об ОГЭ - http://www.fipi.ru/
    23. Философская антропология - http://anthropology.ru
    24. Фонд «Общественное мнение» - http://www.fom.ru
    25. Электронный журнал «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru

 

 

Структура экзаменационной работы по обществознанию ОГЭ

Экзаменационная работа включает 31 задание, по семи содержательным линиям, курса, сгруппированным в шесть блоков модулей:

содержательные линии

блоки  модули

1

общество

«Человек и общество»

 

2

человек  

3

культура

«Сфера духовной культуры»

4

экономика

«Экономика»

5

социальные отношения

«Социальная сфера»

6

политика

«Сфера политики и социального управления»

7

право

«Право»

 

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из двух частей, которые различаются по проверяемому содержанию, уровню сложности: базовый (Б), повышенный (П), высокий (В) и количеству заданий.

Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базового, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий с кратким ответом (часть 1), с развёрнутым ответом (часть 2).

 

Часть 1

Первая часть работы включает 25 заданий с кратким ответом:

Задания 1–20 - экзаменуемый записывает ответ в виде ТОЛЬКО одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа:

Социальная сфера жизни общества включает в себя прежде всего отношения

1) между общественными группами

2) населения и власти

3) собственности на средства производства

4) складывающиеся в процессе производства

 

Задания 1–20 - имеют две разновидности:

1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать и записать один правильный:

Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

1) политическую и социальную                    2) экономическую и социальную

3) политическую и духовную                        4) экономическую и духовную

 

2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора и записи цифры, соответствующей одной из четырёх предложенных оценок: верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны:

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества.

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду.

 

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

 

Задания 21–25 -  в виде последовательности цифр БЕЗ пробелов и других символов:

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) проведение митинга в поддержку правительства

 

Б) открытие театрального фестиваля

1) политическая

В) избрание президента страны

2) экономическая

Г) торги на товарно-сырьевой бирже

3) духовная

Д) принятие парламентом закона

 

 

Ответ: 13121

Задания 21–25 ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25, что в совокупности они представляют все блоки- модули.

  1. 21. Школьник Иван го­то­вит­ся к эк­за­ме­ну по химии, а его брат иг­ра­ет с мо­де­лью железной дороги. Срав­ни­те две формы (вида) деятельности, упо­мя­ну­тые в усло­вии задания: учёбу и игру. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

 

1) со­блю­де­ние определённых норм и правил                     2) со­зда­ние воображаемой обстановки

3) ис­поль­зо­ва­ние различных предметов                             4) це­ле­на­прав­лен­ное получение знаний

 

 

Черты сходства

Черты отличия

       

Пояснение.

Сходства: со­блю­де­ние определённых норм и правил; ис­поль­зо­ва­ние различных предметов.

Различия: со­зда­ние воображаемой об­ста­нов­ки (только брат); це­ле­на­прав­лен­ное получение зна­ний (только Иван).      Ответ1324.

 

  1. 22. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

А) обеспечение охраны правопорядка

Б) организация работы общественного транспорта

В) выплата пенсий, субсидий

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

1) социальное обеспечение населения

2) производство общественных благ

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками: признак не исключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим; признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

  1. A) обеспечение охраны правопорядка — производство общественных благ;

Б) организация работы общественного транспорта — производство общественных благ;

В) выплата пенсий, субсидий — социальное обеспечение населения;

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров — производство общественных благ;

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами — социальное обеспечение населения.   Ответ22121.

 

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

 

Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

 

  1. 23. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи.

2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами.

3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.

4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.

5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом.

 

Пояснение.1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи — да, верно, 25 % молодежи прилагают усилия для карьерного роста.

2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами — нет, неверно, такой вывод нельзя сделать по данным опроса.

3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными — да, это верно, наибольшее количество опрошенных выбрали этот фактор – 40% и 45%.

4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста — нет, неверно, такой вывод нельзя сделать по данным опроса.

5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом — нет, неверно, такой вывод нельзя сделать по данным опроса. Ответ: 13.

 

  1. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.

2) Работники старшего возраста более внимательно относятся к своим коллегам.

3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.

4) Вопросы карьерного роста актуальны для молодёжи.

5) С возрастом роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает.

 

Пояснение. 1) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.

2) Работники старшего возраста более внимательно относятся к своим коллегам — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.

3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными — да, верно, этот мотив ведущий в каждой из групп.

4) Вопросы карьерного роста актуальны для молодёжи — да, верно, 25% молодежи именно с этой целью работают.

5) С возрастом роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.   Ответ: 34.

 

  1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным

в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

 

Ответ: 112

 

Часть 2

Вторая часть работы включает 6 заданий (26—31) с развёрнутым ответом: экзаменуемый формулирует и записывает ответ самостоятельно в развёрнутой форме.

Задания части 2 ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах (26—31) находятся задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.

 

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что

самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

 

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков пунктов.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение задания 26 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста – 2 балла

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста – 1 балл.

Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов.

 

  1. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?

Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение задания 27 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл

Правильно указаны роль и два качества – 2 балла

Правильно указана только роль ИЛИ правильно указаны роль и одно качество

ИЛИ правильно указаны только два качества – 1 балл

Правильно указано только одно качество ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов

  1. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Могут быть указаны следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение задания 28 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл

Правильно указаны две причины - 2 балла

Правильно указана одна причина- 1 балл

Ответ неправильный - 0 баллов

  1. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, допустим:

− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указаны качества – 3 балла

Дан ответ на вопрос, приведены один-два примера, качества указаны только для одной из форм.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества указаны для двух форм.

ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае указаны качества – 2 балла.

Дан ответ на вопрос, приведены два примера. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста). ИЛИ Приведены два примера, качества указаны для одной из форм. ИЛИ Приведён один пример, качества указаны для одной-двух форм – 1балл

  1. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

Могут быть даны такие объяснения.

Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека,

характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение задания 30 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл

Даны два объяснения – 2 балла

Дано одно объяснение – 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов

  1. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение задания 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл

Приведены два аргумента (объяснения) – 2 балла

Приведён один аргумент (объяснение) – 1балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.

Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

Таблица перевода баллов в оценки ОГЭ обществознание

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Общий балл

0 – 14

15 – 24

25 – 33

34 – 39

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

Страница 2 из 3